Если Донбасс выйдет из Украины: экономические последствия
Если мы говорим о последствиях «взамправдашнего» отделения от Украины Донецкой и Луганской областей (поскольку у них нет пока единого названия, далее по тексту – регион или ДонЛуг), то меня интересуют последствия для оставшейся Украины, а не для этого региона.
Причина не в том, что я живу на правом берегу Днепра, а в очевидности экономических последствий для региона:
откроются границы для российского угля и прекратятся «угольные» дотации из Киева – угольная отрасль будет сворачиваться, рабочие места сокращаться, чтобы как-то конкурировать ценой с Кузбассом зарплаты шахтёров упадут;
без днепропетровской железной руды (которая станет «импортом») и внутреннего рынка сбыта (например, Метинвесту в 2013г. внутренний рынок обеспечил 25% выручки1) местные металлургические предприятия будут убыточны, смогут в лучшем случае остаться «на плаву» значительно снизив объёмы производства и минимизировав убытки снижением зарплат персонала. Постепенно экспортные рынки украинских металлургов будут заняты российскими и китайскими конкурентами;
малый и средний бизнес при новых «властях» будет сворачиваться и стараться выехать в более стабильный регион;
прекратятся дотации из бюджета Украины, которые, по информации министра финансов2, в 2013г. для Донецка составляли 60% его расходов (25 млрд. грн.), для Луганска – 56% его расходов;
в итоге самый главный экономический показатель – уровень и качество жизни населения в течение нескольких месяцев упадёт минимум вдвое с перспективой лишь его дальнейшего снижения.
Справедливости ради отметим, что регион с экономической точки зрения обладает 2-я главными преимуществами (последствия для Украины рассматриваются далее):
это крупнейший нетто-экспортёр, т.е. поставщик экспортной выручки;
это поставщик угля как замены импортного газа для энергетики.
Однако те, кто «на местах» стоят за т.н. «сепаратистами» (российские интересы, местные князья и уголовный элемент) своей целью ставят получение максимальной экономической (т.е. права «распила» автономного бюджета и дотаций из Киева) и политической (т.е. права блокировки любого «прозападного» дрейфа Украины) автономии в составе Украины, для чего используется шантаж угрозой выхода этих областей из состава Украины.
Влияние на внешнюю торговлю и текущий счёт платёжного баланса
Этот пункт является главным, поскольку для экономики Украины сейчас наиболее актуальной проблемой является не бюджетный дефицит и даже не коррупция, а хронический непозволительный дефицит внешней торговли.
По данным статистики, положительное внешнеторговое сальдо товарами ДонЛуга в 2013 году составило 6,5 млрд. долл., на регион приходится 25% экспорта товаров и 12% их импорта Украины. В товарной структуре экспорта/импорта положительное сальдо региона полностью сформировано за счёт сальдо торговли металлами (+8,6 млрд. долл.) и железнодорожной техникой (+1,3 млрд. долл.).
В случае отделения, внешнее сальдо региона определённо ухудшится на следующие факторы:
импорт железной руды для металлургии региона – согласно отчётности Метинвеста поставки руды с его ГОКов в Днепропетровской области на предприятия группы в 2013 году составили эквивалент 2,2 млрд. долл.3;
импорт потребительских товаров: на регион приходится 15% численности и доходов населения и только 5%-7% производства сельского хозяйства, 10% пищевой промышленности, по 9% продукции деревообработки и лёгкой промышленности, 8% фармацевтики, 12% пластмасс и резинотехнических изделий.
Поскольку в случае отделения региона Р. Ахметов вряд-ли сможет удержать контроль над активами в Украине, сальдо внешней торговли региона можно минимально корректировать на 2 млрд. долл. в сторону снижения – таким образом, внешнеторговое сальдо Украины в этом случае ухудшится на 4,5 млрд. долл. (6,5 млрд. долл. минус 2 млрд. долл.).
По оценке МВФ4, дефицит текущего счёта платёжного баланса Украины в 2014г. составит 6,3 млрд. долл., без ДонЛуга он соответственно ухудшится до 10,8 млрд. долл. Несмотря на ухудшение, сама сумма дефицита не будет «смертельной» и куда меньшей показателя «благополучного» 2013 года, когда дефицит текущего счёта Украины составлял 16,3 млрд. долл.
Влияние на кредитоспособность и итоговый платёжный баланс Украины
Финансовый счёт платёжного баланса Украины, который отражает внешние валютные займы и прочие неторговые операции, после профицита прошлого года (+15,8 млрд. долл.) в этом году ожидается МВФ на уровне минус 4,9 млрд. долл.
Причина резкого ухудшения в том, что если в прошлом году благодаря привлечению средств государством и госкомпаниями выплаты по внешним долгам удавалось рефинансировать (т.е. откладывать), то в текущем году Украина просто не имеет возможности рефинансировать свои внешние долги без международной помощи.
Таким образом, несмотря на улучшение сальдо внешней торговли, совокупный дефицит платёжного баланса Украины в текущем году по оценке МВФ ухудшается с 0,8 млрд. долл. в 2013 году до 11,2 млрд. долл.
Без экспортной выручки ДонЛуга совокупный дефицит платёжного баланса Украины будет рекордным, составив 15,7 млрд. долл.
На фоне дефицита валюты, оценим способность Украины к привлечению внешнего финансирования (кроме прямой международной помощи). Одним из универсальных показателей здесь является отношение госдолга к ВВП (что остаётся актуальным после европейского долгового кризиса).
На начало года отношение госдолга к ВВП Украины по данным Минфина составляло 40,5% из которого половина приходилась на обязательства в валюте5. Девальвация технически уже увеличила показатель до 46%-49% ВВП. С учётом планов по привлечению международных кредитов, этот показатель по итогам года приблизится к критической отметке 60% и будет находится в диапазоне 55%-60%. Уровень 60% является критическим, поскольку в таком случае Россия имеет право требовать досрочного погашения выпущенных Украиной еврооблигаций на сумму 3 млрд. долл.
В случае отделения ДонЛуга показатель госдолга к ВВП только за счёт снижения объёма экономики Украины (ориентировочно не треть) математически подскочит в 1,5 раза до 90% ВВП. Плюс государственный долг вырастет за счёт дополнительной девальвации. Напомню, что в куда более благополучных Греции, Испании, Португалии отношение госдолга к ВВП за 2013 год составляет 175%, 94% и 129%.
Иного выбора, кроме объявления дефолта по своим обязательствам в случае отделения ДонЛуга, у Украины не будет.
Выводы
В сухом остатке, в случае отделения ДонЛуга мы получаем:
- потерю до трети объёма экономики Украины;
- рост дефицита внешней торговли на 4,5 млрд. долл.;
- практически неизбежный дефолт по государственным обязательствам;
- дальнейшую девальвацию, глубина которой будет зависеть от того, какой сценарий развития Украины будет принят западными странами и Россией.
Но, кроме минусов, мы получим:
- уход наиболее дотационных и коррупционных регионов (возмещение НДС, «распил» угольных дотаций и т.д.);
- исправление диспропорций экономики после прекращения дотационной поддержки угольной отрасли;
- отсоединение наиболее антизападной части (простите за слово) электората, а вместе с ним и влияния Партии регионов на власть (на последних парламентских выборах эти области вместе с Крымом обеспечили 38% полученных голосов для Партии регионов);
- после потери экспортной выручки ДонЛуга у Украины просто не останется выбора рыночным антикоррупционным реформам, иначе её ждёт хроническая угроза дефолта, девальвация и падение уровня жизни населения.
Хотя надо признать, что главная сегодняшняя уязвимость Украины в виде зависимости от внешнего финансирования в случае отделения ДонЛуга многократно усилится.
Думаю, в случае отсоединения региона объявление Украиной дефолта и последующее развитие событий могут происходить по 2-м кардинально разным сценариям:
Запад и Россия принимают вариант, при котором Украина остаётся буферной территорией между Европой и Россией. Единственным источником внешнего финансирования останется Россия, зависимость от которой станет тотальной. Технологическая отсталость экономики в течение 10 лет станет катастрофической, ключевые трудовые ресурсы будут покидать страну, уровень коррупции и преступности будет приближаться к приднестровскому варианту, время для спасения ситуации и сохранения Украины как независимого государства будет потеряно.
Запад принимает для Украины новый «план Маршалла», включающий обеспечение внешнего финансирования, списание и реструктуризацию части внешнего госдолга, значительные иностранные инвестиции в создание новых рабочих мест, получение Украиной дорожной карты членства в ЕС и НАТО. Однако это теоретически станет возможным при условии формирования новой политической силы (без представителей власти последних 10 лет), которая возьмёт на себя такую ответственность и которая будет полностью власть контролировать. Тогда станут возможны реформы по грузинскому сценарию, Украина получит реальную возможность в течение 10 лет измениться из коррумпированной страны с полусырьевой экономикой в страну с развивающейся экономикой, имеющей перспективу дальнейшего роста до европейских стандартов.
Экономического резерва для лавирования между этими крайними вариантами у Украины уже не осталось.
Причина не в том, что я живу на правом берегу Днепра, а в очевидности экономических последствий для региона:
откроются границы для российского угля и прекратятся «угольные» дотации из Киева – угольная отрасль будет сворачиваться, рабочие места сокращаться, чтобы как-то конкурировать ценой с Кузбассом зарплаты шахтёров упадут;
без днепропетровской железной руды (которая станет «импортом») и внутреннего рынка сбыта (например, Метинвесту в 2013г. внутренний рынок обеспечил 25% выручки1) местные металлургические предприятия будут убыточны, смогут в лучшем случае остаться «на плаву» значительно снизив объёмы производства и минимизировав убытки снижением зарплат персонала. Постепенно экспортные рынки украинских металлургов будут заняты российскими и китайскими конкурентами;
малый и средний бизнес при новых «властях» будет сворачиваться и стараться выехать в более стабильный регион;
прекратятся дотации из бюджета Украины, которые, по информации министра финансов2, в 2013г. для Донецка составляли 60% его расходов (25 млрд. грн.), для Луганска – 56% его расходов;
в итоге самый главный экономический показатель – уровень и качество жизни населения в течение нескольких месяцев упадёт минимум вдвое с перспективой лишь его дальнейшего снижения.
Справедливости ради отметим, что регион с экономической точки зрения обладает 2-я главными преимуществами (последствия для Украины рассматриваются далее):
это крупнейший нетто-экспортёр, т.е. поставщик экспортной выручки;
это поставщик угля как замены импортного газа для энергетики.
Однако те, кто «на местах» стоят за т.н. «сепаратистами» (российские интересы, местные князья и уголовный элемент) своей целью ставят получение максимальной экономической (т.е. права «распила» автономного бюджета и дотаций из Киева) и политической (т.е. права блокировки любого «прозападного» дрейфа Украины) автономии в составе Украины, для чего используется шантаж угрозой выхода этих областей из состава Украины.
Влияние на внешнюю торговлю и текущий счёт платёжного баланса
Этот пункт является главным, поскольку для экономики Украины сейчас наиболее актуальной проблемой является не бюджетный дефицит и даже не коррупция, а хронический непозволительный дефицит внешней торговли.
По данным статистики, положительное внешнеторговое сальдо товарами ДонЛуга в 2013 году составило 6,5 млрд. долл., на регион приходится 25% экспорта товаров и 12% их импорта Украины. В товарной структуре экспорта/импорта положительное сальдо региона полностью сформировано за счёт сальдо торговли металлами (+8,6 млрд. долл.) и железнодорожной техникой (+1,3 млрд. долл.).
В случае отделения, внешнее сальдо региона определённо ухудшится на следующие факторы:
импорт железной руды для металлургии региона – согласно отчётности Метинвеста поставки руды с его ГОКов в Днепропетровской области на предприятия группы в 2013 году составили эквивалент 2,2 млрд. долл.3;
импорт потребительских товаров: на регион приходится 15% численности и доходов населения и только 5%-7% производства сельского хозяйства, 10% пищевой промышленности, по 9% продукции деревообработки и лёгкой промышленности, 8% фармацевтики, 12% пластмасс и резинотехнических изделий.
Поскольку в случае отделения региона Р. Ахметов вряд-ли сможет удержать контроль над активами в Украине, сальдо внешней торговли региона можно минимально корректировать на 2 млрд. долл. в сторону снижения – таким образом, внешнеторговое сальдо Украины в этом случае ухудшится на 4,5 млрд. долл. (6,5 млрд. долл. минус 2 млрд. долл.).
По оценке МВФ4, дефицит текущего счёта платёжного баланса Украины в 2014г. составит 6,3 млрд. долл., без ДонЛуга он соответственно ухудшится до 10,8 млрд. долл. Несмотря на ухудшение, сама сумма дефицита не будет «смертельной» и куда меньшей показателя «благополучного» 2013 года, когда дефицит текущего счёта Украины составлял 16,3 млрд. долл.
Влияние на кредитоспособность и итоговый платёжный баланс Украины
Финансовый счёт платёжного баланса Украины, который отражает внешние валютные займы и прочие неторговые операции, после профицита прошлого года (+15,8 млрд. долл.) в этом году ожидается МВФ на уровне минус 4,9 млрд. долл.
Причина резкого ухудшения в том, что если в прошлом году благодаря привлечению средств государством и госкомпаниями выплаты по внешним долгам удавалось рефинансировать (т.е. откладывать), то в текущем году Украина просто не имеет возможности рефинансировать свои внешние долги без международной помощи.
Таким образом, несмотря на улучшение сальдо внешней торговли, совокупный дефицит платёжного баланса Украины в текущем году по оценке МВФ ухудшается с 0,8 млрд. долл. в 2013 году до 11,2 млрд. долл.
Без экспортной выручки ДонЛуга совокупный дефицит платёжного баланса Украины будет рекордным, составив 15,7 млрд. долл.
На фоне дефицита валюты, оценим способность Украины к привлечению внешнего финансирования (кроме прямой международной помощи). Одним из универсальных показателей здесь является отношение госдолга к ВВП (что остаётся актуальным после европейского долгового кризиса).
На начало года отношение госдолга к ВВП Украины по данным Минфина составляло 40,5% из которого половина приходилась на обязательства в валюте5. Девальвация технически уже увеличила показатель до 46%-49% ВВП. С учётом планов по привлечению международных кредитов, этот показатель по итогам года приблизится к критической отметке 60% и будет находится в диапазоне 55%-60%. Уровень 60% является критическим, поскольку в таком случае Россия имеет право требовать досрочного погашения выпущенных Украиной еврооблигаций на сумму 3 млрд. долл.
В случае отделения ДонЛуга показатель госдолга к ВВП только за счёт снижения объёма экономики Украины (ориентировочно не треть) математически подскочит в 1,5 раза до 90% ВВП. Плюс государственный долг вырастет за счёт дополнительной девальвации. Напомню, что в куда более благополучных Греции, Испании, Португалии отношение госдолга к ВВП за 2013 год составляет 175%, 94% и 129%.
Иного выбора, кроме объявления дефолта по своим обязательствам в случае отделения ДонЛуга, у Украины не будет.
Выводы
В сухом остатке, в случае отделения ДонЛуга мы получаем:
- потерю до трети объёма экономики Украины;
- рост дефицита внешней торговли на 4,5 млрд. долл.;
- практически неизбежный дефолт по государственным обязательствам;
- дальнейшую девальвацию, глубина которой будет зависеть от того, какой сценарий развития Украины будет принят западными странами и Россией.
Но, кроме минусов, мы получим:
- уход наиболее дотационных и коррупционных регионов (возмещение НДС, «распил» угольных дотаций и т.д.);
- исправление диспропорций экономики после прекращения дотационной поддержки угольной отрасли;
- отсоединение наиболее антизападной части (простите за слово) электората, а вместе с ним и влияния Партии регионов на власть (на последних парламентских выборах эти области вместе с Крымом обеспечили 38% полученных голосов для Партии регионов);
- после потери экспортной выручки ДонЛуга у Украины просто не останется выбора рыночным антикоррупционным реформам, иначе её ждёт хроническая угроза дефолта, девальвация и падение уровня жизни населения.
Хотя надо признать, что главная сегодняшняя уязвимость Украины в виде зависимости от внешнего финансирования в случае отделения ДонЛуга многократно усилится.
Думаю, в случае отсоединения региона объявление Украиной дефолта и последующее развитие событий могут происходить по 2-м кардинально разным сценариям:
Запад и Россия принимают вариант, при котором Украина остаётся буферной территорией между Европой и Россией. Единственным источником внешнего финансирования останется Россия, зависимость от которой станет тотальной. Технологическая отсталость экономики в течение 10 лет станет катастрофической, ключевые трудовые ресурсы будут покидать страну, уровень коррупции и преступности будет приближаться к приднестровскому варианту, время для спасения ситуации и сохранения Украины как независимого государства будет потеряно.
Запад принимает для Украины новый «план Маршалла», включающий обеспечение внешнего финансирования, списание и реструктуризацию части внешнего госдолга, значительные иностранные инвестиции в создание новых рабочих мест, получение Украиной дорожной карты членства в ЕС и НАТО. Однако это теоретически станет возможным при условии формирования новой политической силы (без представителей власти последних 10 лет), которая возьмёт на себя такую ответственность и которая будет полностью власть контролировать. Тогда станут возможны реформы по грузинскому сценарию, Украина получит реальную возможность в течение 10 лет измениться из коррумпированной страны с полусырьевой экономикой в страну с развивающейся экономикой, имеющей перспективу дальнейшего роста до европейских стандартов.
Экономического резерва для лавирования между этими крайними вариантами у Украины уже не осталось.
По материалам сайта www.hvylya.org
Комментариев нет:
Отправить комментарий