Россия получила право объявить немедленный дефолт Украины
РБК изучил 150-страничный меморандум Украины, адресованный держателям ее облигаций, включая Россию. Из документа следует, что Россия не вернет себе $3 млрд в срок, в декабре, а значит может готовиться к судебным тяжбам.
© AP 2015
Россия не получит 20 декабря $3 млрд, которые она одолжила Украине в конце 2013 года, когда президентом был Виктор Янукович, следует из меморандума к предложению о реструктуризации внешнего долга, адресованного держателям украинских облигаций на общую сумму $18 млрд. Новые бумаги, которые Украина предлагает кредиторам, будут содержать специальное условие об отсутствии привилегий у держателей старых бумаг. После реструктуризации Украина «не будет платить по старым бумагам в соответствии с их контрактными условиями», говорится в документе. Если Киев будет договариваться об урегулировании долга перед Россией, то не сможет предложить России в будущем такую сделку, чистая приведенная стоимость которой (net present value, NPV) будет выше, чем у новых облигаций, которые получат кредиторы, согласившиеся на реструктуризацию. «Россия не получит ни при каких обстоятельствах лучших условий, чем получают остальные кредиторы», — заявлял ранее украинский премьер Арсений Яценюк, а теперь Украина пропишет это в юридических положениях новых бумаг.
В то же время Украина понимает, что гибридный статус «российских» бумаг (коммерческий долг по форме — официальный, межгосударственный по существу) несет для нее риск лишиться финансирования МВФ в 2016 году. Если МВФ признает долг официальным, как на том настаивает Россия, действующие правила фонда запретят ему кредитовать Украину, пока она не урегулирует просроченную задолженность перед Москвой. МВФ до сих пор не определился со статусом долга. «Если эти бумаги будут классифицированы МВФ как официальный долг и Украина останется по ним должна после срока погашения, то при отсутствии изменения в правилах МВФ может перестать выделять деньги Украине в рамках программы помощи 2015 года», — говорится в меморандуме.
В среду, 23 сентября, наступил срок погашения еврооблигаций правительства Украины на $500 млн, выпущенных в 2010 году. Украина по ним не расплатилась: правительство на этой неделе объявило о начале реструктуризации внешнего долга и приостановке всех платежей по евробондам, выпадающих между 23 сентября и 1 декабря этого года. К 1 декабря Украина рассчитывает завершить обмен бумаг на новые с потерями для инвесторов, после чего обслуживание внешнего долга возобновится — уже по новым бумагам.
Приглашение в Лондон
22 сентября Минфин Украины разместил на Ирландской бирже, где зарегистрированы еврооблигации страны, серию уведомлений для держателей облигаций на общую сумму около $18 млрд: кредиторы приглашены на собрания 14 октября в Лондоне, на которых им будет предложено проголосовать по резолюциям об обмене бумаг. Провести голосования раньше невозможно — условия выпусков предусматривают 21-дневный срок между уведомлением и голосованием. Это значит, что какое-то время бумаги с погашением 23 сентября будут находиться в дефолте — а именно с 3 октября, по истечении 10-дневногогрейс-периода. При этом есть вероятность, что 14 октября держатели этого конкретного выпуска проголосуют против его реструктуризации — у группы анонимных инвесторов, не согласных с условиями сделки, есть блокпакет, сообщала на прошлой неделе представляющая их интересы Shearman & Sterling.
Россия тоже приглашена в Лондон 14 октября. Кворум для голосования, по условиям выпуска, может обеспечить и один держатель, если ему принадлежит не менее 66,7% выпуска (у России — 100%). Но Россия не планирует участвовать в собрании, сказал РБК в среду заместитель министра финансов Сергей Сторчак. А министр финансов Антон Силуанов повторил в Госдуме, что Россия рассматривает предложение Украины по реструктуризации еврооблигаций на $3 млрд как сделанное в адрес коммерческих кредиторов, к которым РФ не относится, и что Россия ждет полного погашения бумаг в конце 2015 года. В случае невыплаты Россия будет отстаивать свои интересы в судебном порядке.
Дефолт хоть сейчас
Россия уже сейчас имеет формальные основания объявить дефолт по облигациям на $3 млрд. В проспекте выпуска от февраля 2014 года говорилось, что к событиям дефолта относится в том числе мораторий Украины на выплаты по любым еврооблигациям — не обязательно тем, что купила Россия. Поэтому то, что украинское правительство технически не включило принадлежащие России облигации в список тех, по которым платежи приостанавливаются на время сделки по обмену бумаг, ничего не меняет — в этом смысл перекрестного дефолта.
Вчера Украина распространила 150-страничный меморандум с детальным описанием сделки, условий по новым бумагам и рисков для кредиторов и в том числе подтвердила, что приостановка платежей, объявленная 22 сентября, может означать дефолт по условиям различных долговых инструментов. «Не исключено, что некоторые держатели таких инструментов могут попытаться реализовать свои контрактные средства защиты, в том числе потребовать досрочного погашения или начать судебные дела против Украины до или после завершения реструктуризации», — говорится в документе.
Страховой случай
Международная ассоциация по свопам и деривативам (ISDA), объединяющая участников внебиржевого рынка деривативов, в среду уже постановила, что по украинскому госдолгу состоялось кредитное событие «отказ от долгов/мораторий». 15 участников профильного комитета ISDA по региону EMEA, среди которых банки Bank of America, Credit Suisse, Deutsche Bank, Goldman Sachs, управляющие компании PIMCO, Citadel, Elliott Management, единогласно решили, что мораторий состоялся 19 сентября, после того как пакет законов по реструктуризации подписал украинский президент Петр Порошенко. Следующий вероятный этап — подтверждение комитетом ISDA дефолта по выпуску с погашением 23 сентября, как только истечет грейс-период. В этом случае будут активированы выплаты по кредитно-дефолтным свопам (CDS — внебиржевые контракты, страхующие инвестора от дефолта по госбумагам).
Чистая стоимость (с учетом взаимозачетов по сделкам, поскольку одни и те же банки могут выступать и как покупатели, и как продавцы CDS) всех действующих контрактов на Украину составляет $396 млн. Минфин России не покупал CDS на украинские облигации, говорит Сергей Сторчак. «Такие контракты могли покупать банки и [другие] юрлица», — сказал он РБК, не уточнив деталей. У крупнейших госбанков — Сбербанка и ВТБ — таких бумаг в портфелях нет, сообщили их официальные представители.
13 голосований
Не считая Россию, которая голосовать не намерена, держатели остальных облигаций номинальной суммой $15 млрд будут принимать решение по каждому из 13 выпусков по отдельности (в украинских бондах нет пункта о консолидации выпусков — aggregation clause, который позволил бы провести одно общее голосование). Поэтому, хотя основная группа кредиторов во главе с Franklin Templeton владеет 60% всех бумаг и поддержала сделку, по отдельным выпускам возможны сюрпризы. Для принятия решения об обмене бумаг держатели каждого выпуска должны, во-первых, обеспечить кворум (две трети объема, или 66,7%), а во-вторых, проголосовать большинством в три четверти (75%) присутствующих. То есть для одобрения сделки может хватить и 50% от каждого выпуска. На прошлой неделе Shearman & Sterling сообщила, что представляет интересы группы инвесторов, у которой достаточно бумаг, чтобы заблокировать реструктуризацию выпуска на $500 млн с погашением 23 сентября (они пытаются выторговать более выгодные условия обмена). По данным Reuters, среди этих инвесторовхедж-фонд Aurelius Capital, который использовал такую же тактику применительно к дефолтным облигациям Аргентины и сейчас добивается их полного погашения через суды. «В конце концов они присоединятся к России как отказники», — считает источник Reuters, близкий к Aurelius.
Украина в меморандуме к обмену бумаг признает в числе рисков, что держатели бумаг, которые не участвуют в сделке, «могут попытаться подорвать ход или завершение сделки, добиваясь обеспечительных мер или иными юридическими способами». Россия, по условиям выпуска на $3 млрд, который регулируется английским правом, может подать на Украину в национальный английский суд или инициировать арбитражный процесс в Лондонском международном третейском суде (LCIA) в случае отказа Киева от выплат. Такое разбирательство может оказаться продолжительным и помешать Украине вернуться на международные рынки капитала и привлекать прямые иностранные инвестиции, предупреждает она в меморандуме.
Иван Ткачёв. При участии Яны Милюковой
Комментариев нет:
Отправить комментарий