четверг, 10 декабря 2015 г.

10.12.15. Сообщение от военкора Дениса Григорюка.

"Невинным жертвам необъявленной войны". Солнечный теплый летний денёк. Сидеть дома было невыносимо. Центральный сквер города. Увидеть девушку с ребенком тут обычное дело. Молодая мама со своей дочкой Кирой прогуливались по родной Горловке. Тогда они ещё не знали, что 27 июля 2014-го станет их последним днём. Солдаты Вооруженных сил Украины обстреляли Горловку из реактивной системы залпового огня "Град". Попали точно в цель- по мирным жителям. Кристина не отпустила свою малышку даже после смерти. Так и остались лежать. Мать и ребенок. Обе мертвые. Журналисты окрестили её "Горловской Мадонной".

Это был первый обстрел Горловки. С тех пор город попал в осаду. Артиллерийские атаки стирают город с лица земли. Местные жители оказались буквально в аду, так как в городе нет безопасных районов. Украинская артиллерия бьет метко, попадая исключительно в гражданские объекты.

За всё время боевых действий, тяжело с уверенностью назвать число погибших мирных жителей Горловки. "Горловская Мадонна" стала одной из первых жертв гражданской войны. В честь всех погибших жителей Горловки в центре города поставили мемориальный камень.

После начала боевых действий, в Горловке был неоднократно. Чаще всего попадал в места обстрелов. Они оказывались в тех районах города, в которых до войны мне не удалось побывать. То есть, в моей памяти они всегда будут разрушенными. Безусловно, разрушения впечатляют и заставляют переживать тяжелые эмоции, но если тебе эти места были незнакомы, то горечь в полной мере тебе не удастся пережить. Сегодня я прошелся по тем местам, которые в моем подсознании ассоциируются со студенчеством. Здесь я проходил каждое утро по пути в институт и вечером возвращался домой. Моя квартира была в соседнем доме. Теперь здесь стоит мемориальный камень. Дом, в котором раньше был АТБ, посечен осколками. Квартира на пятом этаже была уничтожена прямым попаданием, но сейчас её частично восстановили.

Я остановился возле камня. "Невинным жертвам необъявленной войны",- гласит табличка. Опускаю взгляд ниже и вижу детские игрушки, замершие иконки и цветы с траурными черными лентами.

Сердце так защемило. Ком стал в горле. Слезы подступили. Я не видел и не замечал ничего вокруг. Стоял напротив камня и смотрел на него, периодически фотографируя. В тот момент я находился в состоянии транса. Не заметил, как мои попутчики уже сели в машину и зовут меня двигаться дальше. Мне тяжело передать свое состояние, потому что невозможно понять то, чего ты до этого не чувствовал. Ощущение, что твою прошлую жизнь разорвали на куски и бросили тебе под ноги. Тебя заставляют наблюдать за тем, как она истекает кровью и ты ничем не можешь ей помочь, потому что всё уже случилось. Тебя поставили перед фактом. Ничего не остается, как смириться и жить с этим. От чего становится ещё хуже, так это от осознания, что куски разорванной жизни- это человеческие судьбы, безвозвратно потерянные...

Но на этом испытание на стойкость не закончилось. Через некоторое время я оказался в одном из детских садов Горловки. Дети гуляли на улице. Малыши в смешных пуховиках ярких цветов бегали по детской площадке перед зданием детсада. Было приятно наблюдать за ними. Как будто и войны вовсе нет. Вошли внутрь. Здесь пахнет вкусным обедом и слышен детский смех. Группа ребетишек собралась на прогулку. Увидев у нас в руках камеры, стали проситься их сфотографировать. Не мог отказать детям и сделал парочку снимков.

Тоненькие голоса просили им показать фотографии. "Классно!",- проговорила одна из девочек и стеснительно спряталась за воспитательницу. "Они у нас очень обаятельные. Уже совсем дамочки",- хвастается женщина. "Да, да. Я и в юбках хожу",- выкрикнула маленькая леди из-за спины педагога. Это было настолько мило, что стало грустно. Сердце дернулось. В голову пришла гнетущая мысль, которая на какое-то мгновение парализовала меня. А ведь эти детишки потенциальные жертвы. В любой момент украинская артиллерия вновь ударит и может попасть по этим крохам.

Возвращаясь назад в Донецк, вспомнились слова воспитательницы. Они звенели в ушах. Каждый ребенок потерял кого-то в этой войне. Кто-то маму во время обстрела, у кого-то папа ушел в ополчение и погиб при исполнении воинских обязанностей, кто-то вынужден жить у бабушки, потому что их дом уничтожен. Передо мной стояла малышка с милыми карими глазками, обаятельной улыбочкой и хвостиком на голове. Две маленькие бусинки блестели на солнце. Взгляд не омраченный ужасами войны. Эта девочка нашла в себе силы улыбаться и радоваться этому миру. Не хочу думать, что с ними может что-то случиться. Хочу верить, что они будут продолжать смеяться и надеяться на лучшее. Они заслуживают этого, как никто другой."

Комментариев нет:

Отправить комментарий